Главная цель нашей работы — повышение качества жизни людей
— Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем выступлении на VIII Восточном экономическом форуме подчеркнул, что опережающее развитие Дальнего Востока и Арктики — это наш абсолютный приоритет на весь XXI век. Скажите, пожалуйста, чем знаменателен текущий год с точки зрения результатов работы депутатов Государственной Думы, направленной на развитие Дальнего Востока и Арктики?
— С 2013 года, когда Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании обозначил подъем российского Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век, в интересах опережающего развития дальневосточных и арктических территорий приняты 75 федеральных законов и более 400 актов Правительства РФ.
За это время мы создали такие ключевые механизмы, как территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, дальневосточный и арктический гектар. Можем с уверенностью сказать, что все эти механизмы прошли апробацию и зарекомендовали себя как достаточно эффективные инструменты развития Дальнего Востока и Арктики.
Это подтвердил и правительственный час «О мерах по развитию Дальнего Востока» с участием профильного Министра Алексея Олеговича Чекункова, прошедший в Государственной Думе в декабре прошлого года, который дал высокую оценку работе этих уникальных режимов на Дальнем Востоке.
Отдельно отмечу принятый летом исторический закон «О северном завозе», который дальневосточные и арктические регионы ждали более 20 лет.
Но совершенно очевидно, что для полноценного развития дальневосточных и арктических регионов еще предстоит большая работа, особенно в законодательной сфере.
Члены Комитета регулярно бывают на Дальнем Востоке в рабочих поездках, побывали уже во всех дальневосточных регионах. Это позволяет выстраивать обратную связь с людьми, чтобы лучше учесть местную специфику, а также отслеживать, как идет реализация уже принятых законов. И на основании этого уже выходить с предложениями по внесению изменений в законодательство.
Нам нужно сконцентрироваться на сокращении административных барьеров, это сейчас является сдерживающим фактором для привлечения инвестиций. Так, в ноябре в первом чтении приняли законопроект, который вносит уже пятый пакет поправок, касающийся совершенствования правовых режимов ТОР, свободного порта Владивосток и Арктической зоны.
В декабре в первом чтении рассмотрим законопроект по дальневосточному и арктическому гектару, в части упрощения процедур в предоставлении земли в собственность и ее освоения участниками программы.
Рассмотрели Закон «О федеральном бюджете». Совместными усилиями добились того, чтобы финансовая помощь для дальневосточных и арктических территорий не снижалась, а все решения, все поручения Президента и Правительства РФ были финансово обеспечены.
Кроме этого, Комитет продолжает законопроектную работу, направленную на создание комфортных условий для инвесторов и граждан. В частности, в работе ко второму чтению у нас находится законопроект о старательской деятельности, который предполагает создание легальной возможности гражданам добывать золото в упрощенном порядке без лицензии.
— Государственная Дума приняла закон о северном завозе. Как изменилась доставка жизненно важных грузов в районы Крайнего Севера, Арктической зоны РФ после принятия этого, прямо скажем, долгожданного и, может быть, даже выстраданного закона? Жители наших северных и дальневосточных регионов уже успели ощутить на себе действие закона о северном завозе?
— Обеспечение бесперебойного снабжения территорий северного завоза — важное условие стабильного развития нашей страны.
На сегодняшний день постановлениями Правительства РФ уже утвержден перечень территорий северного завоза из 21 региона, а Минвостокразвития России наделено полномочиями федерального координатора северного завоза.
Отмечу, что всего для полноценной реализации этого закона должно быть принято 15 подзаконных актов, над которыми работает специально созданная рабочая группа, в числе которой 5 представителей нашего Комитета.
Напомню, что наибольшая доля северного завоза традиционно приходится на Республику Саха (Якутия) — 55,5%, Камчатский край — 18% и Чукотку — почти 10%, всего в рамках северного завоза поставляется около 3 млн тонн грузов жизнеобеспечения в интересах 3 млн граждан, а прямые расходы бюджетов на северный завоз достигают более 14 млрд рублей в год.
Мы ожидаем, что принятый закон о северном завозе уже в 2024 году обеспечит своевременные поставки продуктов, строительных материалов, всего жизненно важного на территорию Дальнего Востока и Арктики. При этом сроки доставки будут сокращены на 25%.
— Регионы Дальнего Востока и Арктической зоны РФ имеют статус территорий опережающего развития. Безусловно, такое развитие возможно только при высочайшем уровне организации социальной сферы. Как Вы полагаете, что необходимо сделать для опережающего развития социальной сферы в дальневосточных и арктических регионах нашей страны?
— Безусловно, главная цель нашей работы — это повышение качества жизни людей, живущих и работающих в дальневосточных и арктических регионах. Какие инструменты мы используем в макрорегионе. Это дальневосточная ипотека, которой воспользовались уже более 80 тыс. семей, дальневосточный и арктический гектар, в рамках которых участки земли получили более 130 тыс. граждан.
В 2022 году был принят пакет законов, запускающий программу «Дальневосточный квартал». Именно для создания комфортной городской среды, повышения уровня жизни населения Дальнего Востока нами и была разработана эта программа.
По ней уже отобраны пилотные площадки в семи регионах. В результате конкурсных отборов определены застройщики дальневосточных кварталов в Амурской области, Камчатском крае и Еврейской автономной области.
Программа расширена и на арктические регионы. Совокупный объем жилья там, по предварительным оценкам, составит не менее 150 тыс. кв. м.
Большое значение для повышения связанности Дальнего Востока имеет создание единой дальневосточной авиакомпании. Перелеты внутри макрорегиона стали быстрее и дешевле. Например, путь из Хабаровска до Анадыря займет всего 4 часа вместо 19. Появились прямые рейсы между дальневосточными регионами.
Нельзя не отметить такой новый инструмент финансирования, как Единая субсидия, которая успешно применяется на Дальнем Востоке. Более 1,5 тыс. объектов социальной инфраструктуры в регионах ДФО уже построено или модернизировано. В этом году Единая субсидия распространена и на Арктику.
В 2023 году по поручению Президента РФ В. В. Путина началась программа создания на Дальнем Востоке 10 тыс. арендных квартир для специалистов. Благодаря субсидированию арендной ставки ежемесячная плата за квартиру почти в 3 раза ниже рыночной.
В части создания комфортной городской среды реализуется проект реновации 25 городов. Продолжена программа «Тысяча дворов».
— Время идет, и эксплуатируемый на Севере и на Дальнем Востоке водный транспорт устаревает морально и изнашивается физически. Что делается для интенсификации строительства новых судов?
— Гарантированный и надежный северный завоз возможен только при наличии флота. Это стратегический вопрос. Более 50% северного завоза приходится на водный транспорт. А если говорить о Чукотке, то здесь и вовсе 97%. Летом мы обсуждали этот вопрос на заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ.
Северная навигация на сегодня у нас пока не обеспечена судами ледового класса в должной мере, а наша судостроительная промышленность не может в короткий срок построить достаточное количество судов, которые необходимы для перевозки ключевых экономических грузов. Мы обязаны эту компетенцию наращивать по всей цепочке, начиная от производителей металла соответствующего качества, заканчивая судостроителями и радиоэлектронным оборудованием.
Вместе с тем Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике.
В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят восемь атомных ледоколов, из них семь уже активно работают — это «Арктика», «Сибирь», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и «Урал».
В конце прошлого года мы посетили торжественное мероприятие по спуску на воду третьего серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Якутия» и поднятие флага на атомном ледоколе «Урал». Это показательный пример реальной технологической независимости нашей страны.
Однако для обеспечения дальнейшего роста грузопотока (до 150 млн тонн к 2030 году и до 250 млн тонн к 2035 году) и круглогодичного бесперебойного функционирования Восточного маршрута Севморпути необходимо его дальнейшее наращивание.
В частности, по нашим оценкам, дополнительно потребуется еще два серийных ледокола (5‑го и 6‑го) и четырех ледоколов, работающих на сжиженном природном газе.
— Развитие Дальнего Востока и Арктики непосредственно связано с предпринимательской активностью в этих регионах. Какие основные направления бизнеса, помимо добывающей и обрабатывающей промышленности, здесь будут наиболее популярными?
— Только пятая часть новых инвестиций пришла в добывающие отрасли, а почти 80% — в глубокую переработку, машиностроение, судостроение, логистику, транспорт, сельское хозяйство, туризм. Особо выделю туризм как одну из точек роста экономики. Туризм для Дальнего Востока и Арктики — один из локомотивов, который тянет за собой и сферу услуг, и многие другие проекты. Каждый десятый проект на Дальнем Востоке, который реализуется при помощи мер господдержки, — туристский.
Государственной программой «Развитие туризма» предусмотрены субсидии из федерального бюджета на строительство объектов инфраструктуры, на создание модульных некапитальных средств размещения, продвижение событийных мероприятий и иные направления в сфере туризма.
Данные меры государственной финансовой поддержки доступны в том числе для дальневосточных и арктических инвесторов.
Общий объем заявленных инвестиций составляет более 150 млрд рублей, планируется создание более 12 тыс. рабочих мест, на сегодняшний день уже фактически вложено более 38 млрд рублей, более 3 тыс. дальневосточников получили рабочие места в сфере гостеприимства. В 2022 году Дальний Восток принял почти 5 млн туристов. Сфера туризма — это новые рабочие места и повышение уровня жизни населения.
Создание благоприятных условий для развития круизного туризма на Дальнем Востоке на судах под российским флагом является одной из ключевых задач в сфере туризма, определенной Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.
Поэтому этой осенью Комитет единогласно поддержал законопроект, направленный на упрощение порядка осуществления туристской деятельности российскими круизными судами в случае их захода в порты Дальнего Востока и Арктики.
— Экономика — это не только промышленность, строительство, транспорт, но и, конечно же, сельское хозяйство. Весьма непростые климатические условия Дальнего Востока, безусловно, накладывают свои ограничения на развитие аграрного сектора в дальневосточных и северных регионах нашей страны. И все же сельское хозяйство там развивать необходимо. Есть ли необходимость предпринимать какие‑либо действия на законодательном уровне для обеспечения устойчивого и, может быть, даже опережающего развития аграрного сектора в регионах Дальнего Востока?
— Посещая в рамках выездных мероприятий Якутию и Чукотку, мы смогли убедиться, что при должном отношении можно выращивать овощи и фрукты в Арктике, в условиях вечной мерзлоты. Как это делают в теплице «Саюри» в Якутии и семья Макатровых на Чукотке.
Как вы знаете, в осеннюю сессию Государственная Дума приняла закон «О федеральном бюджете на 2024–2026 годы». Обсуждение законопроекта о федеральном бюджете в Государственной Думе — всегда очень серьезный, сложный и кропотливый процесс. Выступая на пленарном заседании по рассмотрению законопроекта о федеральном бюджете во втором чтении, я озвучил поправку по финансированию создания и модернизации тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте в Дальневосточном федеральном округе. Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров подтвердил, что средства будут направлены в 2024 году в дальневосточные регионы целевым образом. Объем финансирования будет определен дополнительно.
Мы также подготовили рекомендацию о разработке специальной программы развития агропромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа (утверждена Постановлением Государственной Думы от 19 января 2023 года № 2918–8 ГД). Документ содержит данные о развитии молочного и мясного животноводства, вовлечении в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, компенсации повышенных затрат на строительство объектов агропромышленного комплекса на Дальнем Востоке, установлении максимально льготной ставки по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей Дальневосточного федерального округа.
Эта позиция сформирована на основе проводимых Комитетом мероприятий в Государственной Думе, выездных мероприятий на Дальнем Востоке, участия в отраслевых мероприятиях важнейших международных, всероссийских и межрегиональных общественно-политических и экономических форумов, в том числе ключевого ежегодного мероприятия для Дальнего Востока — Восточного экономического форума.
Так, например, 29–30 марта 2023 года Комитет проводил специальное выездное мероприятие в Забайкальском крае по вопросу развития АПК на Дальнем Востоке.
По информации местного отраслевого сообщества, на конец 2022 года в Забайкальском крае закрылись две последние коллективные молочные фермы. Единственный в г. Чите молочный комбинат в день перерабатывает только 2 тонны местного цельного молока, остальное сырье — привозное сухое молоко.
В 1990 году численность крупного рогатого скота в Забайкальском крае составляла 801 тыс. голов, а коров — 255 тыс. голов, а на конец декабря 2022 года поголовье крупного рогатого скота насчитывало уже 456 тыс. голов, в том числе коров — 187 тыс. Серьезное сокращение.
В целом на Дальнем Востоке по сравнению с 1990 годом сокращение поголовья крупного рогатого скота составило: 2,7 раза, коров — в 2 раза, производство скота и птицы на убой — в 1,4 раза, молока — в 2,4 раза. За последние 10 лет производство птицы сократилось на 26%, шерсти — в 2 раза. В результате уровень продовольственной обеспеченности Дальнего Востока в настоящее время ниже среднероссийского показателя по мясу и мясопродуктам на 65%, молоку и молокопродуктам — на 30,5%, яйцам и яйцепродуктам — на 35,5%, овощам — на 47,4%, фруктам и ягодам — на 35%.
В этой связи Комитет настаивает на разработке системного стратегического документа (специальной программы) в части развития агропромышленного комплекса в Дальневосточном федеральном округе.
Безусловно, Комитет продолжит работу по систематизации и дополнению существующих мер поддержки АПК на Дальнем Востоке.
— Николай Михайлович, спасибо Вам большое за то, что Вы сумели в Вашем весьма плотном рабочем графике выделить время для нашей с Вами встречи и ответить на вопросы! От всей души желаем Вам крепкого здоровья, вдохновения и больших успехов в деятельности на благо нашего Отечества.